Детский сад №26 ст. Челбасской

Функциональная грамотность в ДОУ

f00f104194a1700144747d65.jpg

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянноприобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональнограмотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий всоответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основныепризнаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный,познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами,ключевыми компетенциями.

Функциональнаяграмотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна бытьзнакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основачтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, котораявпоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя,быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей,п редоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

                                      f00f104194a1700143713d14.jpg

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональнаяграмотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна бытьзнакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основачтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, котораявпоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя,быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДОопределяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитиюпредпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детскихвидов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевыхвозможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей,предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждаяобразовательная область участвует в развитии всех видов функциональнойграмотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках,математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросахсемейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Кроме того, дляобеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотностидошкольников педагогам необходимо применять специальные активные,деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающиеобразовательные технологии, такие как:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющаяформировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числеумение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технологияформирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия дляразвития важнейших коммуникативных умений;

- технологияпроектной деятельности, обеспечивающая условия для формированияорганизационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений(подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведениевыставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований,предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационныеи коммуникационные технологии, использование которых позволяет формироватьоснову таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение,анализ и синтез;

В современном,быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовыхфакторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной,политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное –развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов,как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

16 ноября 2023 в 16:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.